«Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.» Апшерони А.

 

«В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то        звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно.» Де Ниро Р.

 

План профориентационных мероприятий на 2020-2021 учебный год

                                                                                                      

     В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человека неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

     Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольной и внеурочной работе с учащимися и их родителями. Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цели школьной профориентационной работы:

 

Задачи школьной профориентационной работы:

 

      Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в дошкольном возрасте, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию.

     В школьной профориентации выделяется 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:

Начальная школа, 1-4 классы

     На этом этапе продолжается начатое в дошкольном отделении знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться. Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии.

Основная школа, 5-7 классы

     С переходом ребят в основную школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

Основная школа, 8-9 классы

     С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь. В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа классного руководителя, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.).

Старшеклассники, 10-11 классы

     Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов Кемеровской области, организуются экскурсии на дни открытых дверей. Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Формы профориентационной работы в школе

Работа с учениками 

 

Работа с родителями 

 

 

                                                                         

Полезные ссылки:

  1. https://ria.ru/sn_edu/20180425/1518278906.html - ежегодный интерактивный ресурс для старшеклассников и абитуриентов "Навигатор абитуриента: колледжи России"

  2. https://proektoria.online/ - содействие разным группам населения Кемеровской области в построении образовательно-профессиональной траектории и дальнейшем трудоустройстве

  3. https://portal.kuz-edu.ru/ucheniku/vocational - единый информационный образовательный портал Кузбасса

  4. http://proforientir42.ru/ - профориентационный портал Кузбасса (оказание качественной, квалифицированной помощи не только школьникам, но и родителям, педагогам, психологам, работодателям в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения и профессиональной ориентации)
  5. https://postupi.online/ - полный справочник абитуриента, для поступающих в вузы. Главная идея сайта – создание инструмента осознанного выбора будущего для старшеклассников и абитуриентов.
  6. https://www.navigatum.ru/ - инструменты системной профориентации - полной, последовательной, непротиворечивой, учитывающей и решающей все возрастные потребности и психологические особенности. Это практические инструменты для специалистов по профориентации, психологов, педагогов

  7. https://proforientator.ru/ - Центр тестирования и развития "Гуманитарные технологии" (Квалифицированная помощь в профессиональном выборе и становлении)
  8. http://www.profvibor.ru/ - «Электронный музей профессий» (помощь подросткам в формировании интереса к миру профессий и выстраиванию своих профессиональных компетенций)

  9. http://rcprof.ru/ - ресурсный центр по профориентации

  10. https://www.e-xecutive.ru/professions - справочник профессий

  11. https://www.ucheba.ru/prof - тесты по профориентации (Профессиональное тестирование, которое поможет определиться с будущей профессией)